Трехпозиционный переключатель звукоснимателей от Tooyful, или Пилим бас-гитару, часть 2 [Rammstein "Du Hast" Edition]
Категорически приветствую! Друзья, в обзоре своей бас-гитары я жаловался на то, что не могу получить «чистый» басовый звук, он постоянно получался перегруженным. Перегруженным настолько, что даже приглушение на 20 дБ с помощью директ-бокса Aroma AMX-5 ситуацию если и спасало, то только при исполнении тяжелых композиций. И вот теперь я могу со 100% уверенностью сказать, что проблема перегруза полностью решена. И решил я ее… хотел сказать «с помощью данного переключателя». Нет, не с помощью, а в процессе его установки.
Итак, вот наши 2 героя (да-да, я заказал 2 штуки — один на бас, второй на гитару, там тоже ожидаются неплохие такие пытки).
Для бас-гитары я взял золотистый, поскольку на момент покупки они стоили одинаково, но на чёрном фоне он смотрится гораздо лучше, чем серебристый.
Каждый переключатель представляет из себя набор шайб и гаек, а также самого переключателя. Есть также декоративная шайба с надписями Rhythm (типа перевести гитару в режим исполнения ритма) и Treble (типа для соляка). Подобная декоративная шайба достаточно часто встречается на Les Paul гитарах. Я эту шайбу ставить не стал.
У переключателя 3 клеммы (вообще-то 4, просто две центральные типа как объединены в одну) — две для подключения звукоснимателей и 1 для «объединения» их в один «общий» сигнал. переключатель, как правило, подключается именно к сигнальным проводам, по которым идёт звук, снятый со звукоснимателей. Но не в моём случае.
Механически переключатель работает следующим образом — если ручку выключателя направить вниз, то будет отключена верхняя клемма, в среднем — замыкаются обе, а если ручку направить вверх — нижняя клемма будет отключена, т.е. схема тут как бы «перекрёстная». Вот здесь, если присмотреться, видно, что верхняя клемма разомкнута, а нижняя — нет.
Сама рукоятка звукоснимателя здесь съёмная. С одной стороны — плюс, т.к. ее можно в любой момент заменить, с другой — минус, т.к. ее периодически придется поправлять. Вышел из ситуации очень просто — смазал резьбу термоклеем и закрутил под нагревом. Отваливаться перестала, но теперь без нагрева ее снять уже не получится (точнее получится, но с очень большими усилиями).
Толщина резьбы (на которую накручиваются фиксирующие гайки) составляет 11,6мм, т.е. для установки необходимо просверлить 12мм отверстие. Так и сделал.
По распайке фотографий прилагать не буду, т.к. с тем кабель-менеджментом черт ногу сломит. Просто скажу, что:
— сигнальные провода от звукоснимателей припаяны к рукоятке низких частот, при чем припаяны в разные клеммы, поэтому подключить переключатель к сигнальным проводам не получилось;
— ну а раз не получилось — подключил его к 9-вольтовой линии питания (звукосниматели активные и без батарейки работать не будут).
Т.е. через данный переключатель питание будет идти либо на один из звукоснимателей, либо сразу на оба, в зависимости от положения.
После того, как я окончил распайку, я обнаружил один интересный косяк — один звукосниматель практически «громыхал», а второй даже с настройкой директ-бокса +20 дБ еле-еле звучал. Не порядок. Вспомнив курс физики, я предположил, что китайцы, скорее всего, перепутали звукосниматели местами, т.е. бриджевый (у которого и так завышенная чувствительность из-за пониженной амплитуды колебания струны в области звукоснимателя) поставили в нек (где амплитуда колебания струны гораздо выше, отсюда и перегруз), а нековый (у которого чувствительность ниже) — в бридж (где амплитуда колебания меньше, вот он и не звучит).
Делать нечего — пришлось снимать струны, перепаивать электронику и менять звукосниматели местами, и… Проблема, как ни странно, осталась, хоть и смягчилась — перегруз перестал быть «взрывным», а бриджевый звукосниматель начал звучать даже с настройкой директ-бокса в 0 дБ (но всё равно тихо). Методом тыка я на ручке низких частот (напомню — сигнальные провода от звукоснимателей приходят именно туда) поменял местами сигнальные провода и всё заработало как надо — перегруз полностью ушел, а оба звукоснимателя (что в паре, что порознь) начали звучать на одном уровне громкости.
Ну а теперь давайте посмотрим, стоила ли игра свеч. Для демонстрации бас-гитары в миксе я взял композиции Rammstein — Du Hast, поскольку:
— она простая, легко учится;
— в ней есть участок, где (по задумке самих Раммов) гитары звучат без баса;
— я нашел во всемирной паутине версию этой песни, где бас-партия полностью вырезана (либо очень хорошо заглушена).
Итак, первый тест в миксе — запись «на сухую», т.е. программно не обрабатывал. Единственная педаль, которую я использовал — это компрессор со встроенным эквалайзером, чтобы выровнять динамику и немного «раскрыть» звук, чтобы разница в звучании была более отчетливой. На аудиомонтаже в Adobe Audition я накинул на каждую басовую дорожку 8 дБ, чтобы бас «не лез на передовую», заглушая гитары, и чтобы сам бас не терялся на фоне гитар. Ну а самое главное — прямо перед записью я натянул абсолютно новые струны.
Даже без обработки разница ощущается — в бридже звук немного более тусклый, но зато имеет чуть более ярко выраженную «середину», в неке звук чуть более басовый, но вот серединки как раз таки и не хватает. ну а когда звучат оба звукоснимателя — середина и низы чуток приглушаются. Однако, факты остаются фактами:
— перегруз полностью ушел, теперь бас звучит «чисто»;
— разница в звуке реально ощущается;
— во всех трёх вариантах бас плохо сочетается с композицией (звучит слишком тускло).
Далее я все три дорожки обработал с помощью плагина FabFilter Saturn (отдельное спасибо Пушному [да-да, тому самому] за подсказку).
Теперь давайте без микса сравним «до» и «после» на примере бриджевой дорожки.
Не думаю, что кто-то будет спорить с тем, что бас после обработки стал звучать куда более жирно, агрессивнее, злее, гораздо более по-металлически. ну и до кучи давайте посмотрим, как обработанный бас в трёх вариантах лёг в микс.
После обработки бас уже пришлось немного приглушать, чтобы он «не лез на передовую», заглушая собой гитары. Бриджевый звукосниматель я приглушил на 6 дБ, нековый и вариант с обоими — на 8. Да, бриджевый будет звучать чуть громче, но это единственный из трёх вариантов, который хоть и звучит громче остальных, но с гитарами все еще не конфликтует.
Да, я не спорю, что бас по-прежнему вписывается в песню не идеально, но разница в звуке в трёх вариантах еще более ощутимая, чем в нарезке без обработки. На мой взгляд запись с одним звукоснимателем в бридже является 100% победителем последнего испытания — да, на этом звукоснимателе хуже всего слышно чирканье медиатора о струну, однако, именно за счет этого мне удалось сделать бас чуть громче, при чем таким образом, что чирканье хорошо слышно, оно отлично подчёркивает гитары, но при этом не конфликтует с ними, а низов композиции удалось добавить вполне достаточно. Фактически это единственный вариант звучания, который мне удалось вывести «на передовую», «не обидев» гитары.
Так что данный апгрейд моей бас-гитары однозначно пошел ей на пользу. да и смотрится очень даже:
Мудрость: Превращайте повороты судьбы в зигзаги удачи.
Анонс: Друзья, раз уж затронули музыкальную тематику, не могу не поделиться с Вами впечатлениями от приобретения вот такого набора металлических медиаторов.
Как спасти компанию с помощью журналистского расследования Весьма часто с помощью специалистов по сбору информации и оказания юридической помощи возможно разрешить самые сложные проблемы и споры, добиться правды, защитить невиновных в случаях полицейского беспредела и чиновничьего произвола. В ходе журналистского расследования изучаются сведения и документы, предоставленные предпринимателями, гражданами, осуществляется их правовая экспертиза. Юридическое сопровождение и правовая поддержка реализуется в виде составления процессуальных...
9 комментариев